+7(383)362-47-10

info@sokin.ru

8-800-550-47-85

 

Ответы на вопросы кадастровых инженеров по республике Хакасия

Вопросы, поступившие от кадастровых инженеров на совещании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия с кадастровыми инженерами, осуществляющими деятельность на территории Республики Хакасия.

 

Вопрос №1. В.Б. Волобуев

Получили координаты пункта геодезической сети, но данные этого пункта сильно отличаются от данных других пунктов, что делать в таком случае? Если выявляем в координатах геодезического пункта большую погрешность, можно ли при выдаче таких пунктов из фонда учитывать данные погрешности и не предоставлять заявителям?

Ответ:

В таких случаях предоставляйте в Управление свои расчеты с обнаруженными погрешностями в координатах геодезических пунктов. Управлением будут проверены данные и проведен полевой контроль, по результатам возможно исключение таких пунктов из списка предоставляемых заинтересованным лицам.

 

Вопрос № 2  В.А. Добровольский  

Управлением была направлена информация в СРО о кадастровых инженерах, у которых постоянно и систематически в течение 3х и 4х месяцев подряд повторяются одни и те же ошибки в подготовке межевых планов. В том числе указана и моя фамилия, хотя у меня было немного приостановлений, и в таком случае говорить о систематических нарушениях наверно неправильно.

Ответ:

Ваша информация проверена. Действительно выяснилось, что, к сожалению, при направлении письма в СРО специалистом ошибочно была указана Ваша фамилия в числе кадастровых инженеров, допустивших повтор ошибок в течение 3х и 4х месяцев подряд.

Управление приносит извинения в связи с возникшей ситуацией. В Ваш адрес, а также в адрес СРО 08.11.2017 направлены письма с указанием о допущенной ошибке.

 

Вопрос № 3  Юдина Т.Г.

На сегодняшний день в Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска (ДАГН г. Саяногорска) невозможно заказать и получить необходимые для осуществления кадастровых работ документы, в связи с тем, что в течение недели принимают всего около 20 человек. Приходится записываться и очень долго ждать своей очереди.

Ответ:

Управлением Главе г. Саяногорска было направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность приема большего количества заявителей. К сожалению, получен ответ о том, что ДАГН г.Саяногорска не располагает достаточным количеством специалистов для увеличения приема заявителей.

 

Вопрос № 4 Г.А. Гончарук

При выполнении кадастровых работ при уточнении границ стараемся показать истинное местоположение границ земельных участков, но в итоге получаем приостановку, почему?

Ответ:

Частью 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (Закон № 218-ФЗ) предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

 

Вопрос № 5 С.В.Бортницкий

Имеются замечания к Актам и Предписаниям по проведению государственного земельного контроля, а именно в указанных документах отсутствуют рекомендации о том, как именно устранить нарушение, а также отсутствует указание на то в какой части земельного участка осуществлен захват.

Ответ:

В соответствии с пунктом 54 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 (ред. от 15.02.2017) (далее – Административный регламент) при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства должностные лица Росреестра (территориального органа), в том числе:

- осуществляют: обмер границ проверяемого земельного участка, определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности), фотосъемку;

- устанавливают: фактическое использование земельного участка, его соответствие установленным для земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию; соответствие площади земельного участка площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости и в правоустанавливающих документах; соответствие местоположения характерных точек границ земельного участка сведениям об их местоположении в Едином государственном реестре недвижимости (в случае необходимости); исполнение ранее выданного предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранение выявленных нарушений (в случае проведения проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации); соблюдение требований о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

В соответствии с пунктами 56, 57 Административного регламента по результатам проверки составляется акт проверки, в котором  в том числе указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения, а также сведения о правоустанавливающих и иных документах, нормы законодательства Российской Федерации, которые нарушены, статьи КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность в случае выявления нарушений, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. В случае проведения выездной проверки дополнительно указываются:

- информация о наличии ограждения земельного участка, возможности доступа, наличии строений и сооружений, растительности, осуществляемой деятельности, наличии межевых знаков и иные сведения, характеризующие фактическое использование земельного участка.

Согласно пунктам 101, 103 Административного регламента  юридическим фактом - основанием для принятия решения о мерах по результатам проверки - является акт проверки, в котором в том числе должны быть отмечены выявленные нарушения обязательных требований.

В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 851 «Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации», и не предусматривающей указание способов устранения нарушения.

Согласно практике Управления и иных территориальных органов Росреестра в случае выявления при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства расхождения по площади фактически используемого земельного участка, и площади, указанной в правоустанавливающих документах и сведениях Единого государственного реестра недвижимости (декларированная площадь), а также невозможности установить, с какой стороны земельный участок расширен (увеличен), должностными лицами Управления, осуществляющими проверку выносится предписание об устранении выявленного нарушения с установлением срока устранения нарушения.

В данном случае в отношении проверяемого лица не возбуждается дело об административном правонарушении за самовольное занятие земельного участка, лицо не привлекается к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В устном порядке лицу может быть разъяснено о способах устранения нарушения.

Вместе  тем, предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.

В соответствии с пунктом 106 Административного регламента срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.

Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен:

- на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений законодательства,

- по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.

Таким образом, нарушений при выполнении проверочных мероприятий в рамках осуществления государственного земельного надзора в уточненном Вами случае не усматривается.

 

Вопрос № 6 С.В.Бортницкий

Занимаюсь исправлением реестровых ошибок, для этого мне необходимы сведения о смежных земельных участках, а именно, межевые планы смежников, но кадастровая палата на мои запросы о предоставлении копии документов выдает решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, собственники смежных земельных участков отказываются запрашивать такие сведения, как быть в этом случае?

Ответ:

Частью 13 ст. 62 Закона № 218-ФЗ установлен перечень лиц, которым могут быть представлены сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Кадастровые инженеры в этом перечне отсутствуют.

Кадастровые инженеры, со своей стороны, могут через свои СРО обратиться в Минэкономразвития России с предложением внести изменения в Закон № 218-ФЗ, в частности о наделении кадастровых инженеров полномочиями по получению копий необходимых документов об объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРН для целей исправления реестровых ошибок в местоположении границ, а также представлению в орган кадастрового учета исправленных межевых и технических планов для снятия приостановлений либо до принятия решения о приостановлении.

 

Вопрос № 7 Н.Н. Максакова

На садовом участке в г. Абакане построен жилой дом. Право собственности зарегистрировано по декларации, но собственник объекта,  заполняя декларацию, указал не правильную площадь дома (27 кв.м.), которая почти в половину расходится с реальной площадью (54 кв.м.), как быть в таком случае?

Ответ:

В соответствии с Законом 218-ФЗ внесение изменений в части указания площади объекта возможно на основании предоставленного технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953. 

На садовых участках в настоящее время могут располагаться только жилые строения, строительство жилых домов законодательством не предусмотрено. В связи с тем, что объект находится на территории, на которую распространяется действие градостроительного регламента, орган регистрации прав направит запрос в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства г. Абакана для уточнения, не является ли указанный жилой дом самовольной постройкой.

 

Вопрос № 8  О.В. Зуева

Какое расхождение в фактической площади с площадью по документу допускается при осуществлении кадастрового учета?

Ответ:

Расхождение не допускается. В нормативных документах по кадастровому учету отсутствует такое понятие.

            Кадастровый инженер в разделе технического плана «заключение кадастрового инженера» может подробно описать сложившуюся ситуацию по расхождению площади объекта недвижимости, приведя доводы, обосновывающие расхождение фактической площади объекта и площади, указанной в документе.

Согласно п. 50 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (далее – Требования) раздел «Заключение кадастрового инженера» оформляется кадастровым инженером в виде связного текста в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки), несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 20 Требований, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, определенной с учетом Требований, установленных на основании ч. 13 ст. 24 Закона № 218-ФЗ, а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации или когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводятся обоснование значения площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав Приложения.

 

Вопрос № 9  В.Б. Волобуев

1.Цена справки ГУП РХ «УТИ» об отсутствии технического паспорта, подготовленного на объект недвижимости до 01.01.2013, стоит 1500 руб. Если в справке говорится, что технический паспорт имеется, то приходится заказывать и его, а одна страница технического паспорта стоит 1100 руб., в итоге стоимость кадастровых работ вытекает в огромную сумму.

2.ГУП РХ «УТИ» отказываются исправлять технические ошибки, обнаруженные в технических паспортах, за исправлением требуют оплату.

Ответ:

Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия разъяснено следующее.

По результатам проведенной проверки технического паспорта на сооружения канализации по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, ул. Пушкина до очистных (от КНС2 до очистных) от 21.07.2011 инв.№ 5689 выявлена техническая ошибка в части протяженности объекта. ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» (далее – ГУП РХ УТИ) внесет исправления в ситуационный план копии технического паспорта.

Ваша претензия в части доводов о том, что ГУП РХ УТИ запросило у сельсовета за изготовление нового технического паспорта является необоснованной (копия запроса и ответа прилагается).

Специалисты ГУП РХ УТИ осуществляют предоставление сведений и копий учетно-технической документации из архива предприятия в соответствии с порядком и тарифами за предоставление таких копий, предусмотренными ст. 45 федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 576 "Об утверждении максимальных размеров платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений", а также приказами Минимущества Хакасии, утверждающими размеры платы для ГУП РХ УТИ.

ГУП РХ УТИ применяет следующие расценки за предоставление копий технического паспорта за 1 лист формата А4 - 369 рублей (в т.ч. НДС), поэтажного/ситуационного плана за 1 лист формата А4 - 1008 рублей (в т.ч. НДС). Заказчик имеет право заказать не полную копию технического паспорта, а необходимый лист из технического паспорта.

Около половины предоставленных ГУП РХ УТИ справок и копий технических паспортов заказывается по льготной стоимости. Снижение тарифов в 2017 году не планируется.

Регламентированный срок предоставления справок и информации из архива ГУП РХ УТИ составляет 20 рабочих дней. Фактически справки физическим лицам выдаются в течение 5-10 рабочих дней в зависимости от сложности справки, только в период отпусков сроки незначительно увеличиваются.

Исчисление срока выполнения работ определяется для физических лиц - со дня оплаты заказчиком аванса от предварительной стоимости работ в размере, установленном для данного вида работ, для юридических лиц - в соответствие с договором на выполнение работ.

 

Вопрос № 10  В.Б. Волобуев

В акте органа местного самоуправления, устанавливающем вид разрешенного использования земельного участка, в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки, в указании вида дополнительно прописывается предлог «для», допустимо ли это?

Ответ:

Разрешенное использование земельного участка должно быть указано дословно из правил землепользования и застройки (ПЗЗ) без использования дополнительных предлогов. Кадастровый инженер, видя несоответствие (нарушение) в написании в акте разрешенного использования должен обратиться в орган, издавший этот акт, для внесения изменений.

 

Вопрос № 11 С.В.Бортницкий

Согласно нормам действующего законодательства органы местного самоуправления к 2020 году обязаны привести в соответствие ПЗЗ с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, возможно ли в данный момент использование Классификатора для указания разрешенного использования земельного участка?

Ответ:

В настоящее время в случае, если утверждены ПЗЗ, для территории на которой расположен земельный участок, необходимо использовать только эти ПЗЗ.

 

Вопрос № 12 С.В.Бортницкий

В орган регистрации прав представлено заявление и акт органа местного самоуправления, которым меняются характеристики объекта недвижимости, но орган регистрации прав направил запрос в орган местного самоуправления о подтверждении представленных сведений, на который в срок не поступил ответ. В итоге получено приостановление осуществления кадастрового учета по п.9 ч.1 ст. 26 Закона 218-ФЗ. Почему орган регистрации прав не доверяет актам органа местного самоуправления, предоставленным кадастровым инженером в ходе проведения кадастровых работ?

Ответ:

В соответствии со ст. 32 Закона № 218-ФЗ органы местного самоуправления обязаны представлять в орган регистрации прав сведения, предусмотренные данной статьей в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае, если такие сведения не предоставлены, заинтересованное лицо самостоятельно может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении в ЕГРН данных сведений, в свою очередь орган регистрации прав обязан запросить эти сведения у органа местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае неполучении ответа в срок осуществление кадастрового учета может быть приостановлено сроком на 1 месяц, при получении положительного ответа, работа с заявлением будет возобновлена (ст. 33 Закона № 218-ФЗ).  

 

Вопрос № 13 С.В.Бортницкий 

Картографический материал по землям бывших сельскохозяйственных предприятий, который выдают по запросам из  государственного фонда данных, содержит большую погрешность в отображении информации. Росреестр при проверке межевого плана использует материалы, уже привязанные в электронном виде, и, соответственно, видит более точные координаты и обнаруживает ошибку в межевом плане.

Либо улучшите качество выдаваемого материала ГФД, чтоб он соответствовал электронному, которым пользуются при проверке специалисты КП и регистраторы для принятия решения о приостановлении, либо дайте доступ к электронным точным материалам.

Либо, в соответствии с законом, сообщайте в прокуратуру о том, что кадастровый инженер указал в межевом плане заведомо ложные сведения на основании выданных данных ГФД, чтобы мы могли доказать, что при такой погрешности не может идти речь об ошибке.

Как орган регистрации прав может пользоваться данным не достоверным материалом при осуществлении государственного кадастрового учета выделенных в счет земельной доли земельных участков?  

Ответ:

Основную часть фонда данных землеустройства представляют собой материалы, которые были изготовлены еще в период проведения земельной реформы:

- дела по отводу земельных участков физическим, юридическим лицам для различных целей;

- проекты перераспределения земель сельскохозяйственных предприятий;

- дела по передаче земель в ведение сельских Советов, материалы инвентаризации земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения;

- планово-картографические материалы различных масштабов.

Также в фонде данных землеустройства хранятся материалы по межеванию земельных участков, изготовленные до 2009 года.

Копии материалов по межеванию земельных участков, или выписки (выкопировки) из них, заверенные в установленном порядке, могут служить в качестве доказательных документов в суде, подтверждающих факт пользования землей или местоположение границы земельного участка.

Работы по переводу в электронный вид землеустроительной документации, хранящейся в фонде данных землеустройства, не проводились.

При осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков необходимо руководствоваться имеющимися в госфонде утвержденными проектами перераспределения. Кроме проектов перераспределения необходимо использовать в качестве картографической основы (растровой подложки) все имеющиеся картографические материалы, в том числе цифровые карты, ортофотопланы и т.п.

 В целях единообразия и упорядочения использования материалов госфонда, а также регулирования кадастровых отношений в республике, для осуществления кадастрового учета органом регистрации прав и составления кадастровыми инженерами документов, необходимых для кадастрового учета, необходимо использовать имеющиеся в госфонде поздние по дате выполнения проекты перераспределения земель совхозов и акционерных обществ. При сопоставлении сведений ЕГРН с проектами перераспределения необходимо понимать, что точность проектов перераспределения не соответствует требованиям, установленным к точности определения координат характерных точек границ земельных участков.

Используя данный картографический материал, орган регистрации прав при проведении правовой экспертизы, принимает во внимание данную картографическую погрешность.

 

Вопрос № 14  С.Н. Звездина, Л.В. Бянкина

По земельным участкам, расположенным в г. Черногорске существует очень много дублирующихся сведений в ЕГРН, а именно дублируются адреса земельных участков. Для устранения данных противоречий требуется не один месяц, можно ли найти какой-то выход из сложившейся ситуации?  

Ответ:

В целях решения данной проблемы необходимо обратиться в администрацию г. Черногорска и запросить акт органа местного самоуправления. В данном акте должно быть указано, что органом местного самоуправления проводится работа по выявлению правообладателя земельного участка, сведения о которого отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или в случае необходимости дублирующему земельному участку будет уточнен адрес. Данный акт органа местного самоуправления необходимо включить в состав приложения межевого плана, это поможет избежать приостановления осуществления государственного кадастрового учета по причине не уникальности адреса образуемого земельного участка. 

Кроме того, Управлением и Минимущества Хакасии будет продолжена работа с органами местного самоуправления по порядку и срокам предоставления адресов объектов недвижимости.

Создана: 04.12.2017 12:35, обновление 04.12.2017 12:35